"Сариа" и мысли о вечном
В октябре 2022 года в Майкопе прошёл традиционный фестиваль "Кавказский меловой круг", на котором Абхазским государственным драматическим театром был представлен спектакль Мадины Аргун "Сариа", поставленный по мотивам пьесы писательницы и поэтессы из Кабардино-Балкарии Зарины Кануковой.
Я имела честь присутствовать на мероприятии и решила написать отзыв об увиденном.
Я имела честь присутствовать на мероприятии и решила написать отзыв об увиденном.
Произведение основано на реальных исторических событиях времён сталинских репрессий. Главные герои пьесы – Нестор Лакоба и его жена Сариа.
Я люблю историю, но не могу назвать себя великим знатоком. Поэтому сразу же после просмотра спектакля я решила просветиться и обратилась к Гуглу за исторической справкой.
Лакоба был руководителем советской Абхазии с 1930 года, в 1936 году отравлен и после смерти объявлен врагом народа. Его жена Сариа была женщиной исключительной красоты с красивым звонким голосом, очаровательной улыбкой и большими бархатными глазами. Через год после гибели мужа она была арестована. В тюрьме от неё пытались добиться признания того, что Нестор был организатором заговора против Сталина. Она мужественно выносила пытки в течение двух лет. В 1939 году Сариа умерла в тюремной больнице, так и не дав показания против мужа. Их несовершеннолетний сын Рауф также погиб в тюрьмах НКВД.
Я люблю историю, но не могу назвать себя великим знатоком. Поэтому сразу же после просмотра спектакля я решила просветиться и обратилась к Гуглу за исторической справкой.
Лакоба был руководителем советской Абхазии с 1930 года, в 1936 году отравлен и после смерти объявлен врагом народа. Его жена Сариа была женщиной исключительной красоты с красивым звонким голосом, очаровательной улыбкой и большими бархатными глазами. Через год после гибели мужа она была арестована. В тюрьме от неё пытались добиться признания того, что Нестор был организатором заговора против Сталина. Она мужественно выносила пытки в течение двух лет. В 1939 году Сариа умерла в тюремной больнице, так и не дав показания против мужа. Их несовершеннолетний сын Рауф также погиб в тюрьмах НКВД.
Вместе с биографиями главных героев я перечитала заметки о советских вождях и партийных лидерах, которые были организаторами репрессий.
Со свойственной мне природной любознательностью и глубоким философским мышлением я в очередной раз принялась за поиски смысла жизни. Сразу оговорюсь, что статья, которую я подготовила, анализирует описанные в пьесе события не с точки зрения литературной и театральной критики, а с точки зрения психоанализа и эзотерики. Я всего лишь хочу поделиться своими рассуждениями о жизни, на которые меня вдохновила «Сариа». Некоторые из этих рассуждений выходят далеко за рамки сюжета.
Начну с впечатления о самом представлении. Постановка пьесы, на мой взгляд, необычная. Это не привычный для меня спектакль, во время которого происходят логически связанные события с диалогами героев. Действие похоже на театрализованное шоу, где больше звучат монологи автора за кадром или главных персонажей.
Хронология событий поначалу кажется запутанной. Сначала мы видим картину юности молодых героев, потом нас переносят в годы репрессий, потом снова возвращают в годы юности… Напоминает некий маятник во времени, который придаёт сюжету интерес. Человек ведь тоже почти никогда не находится здесь и сейчас. Он всегда живёт либо в прошлом, либо в будущем.
Игра актёров была искренней и трогала за душу. Особенно сцена, во время которой главная героиня общается с покойным сыном, пришедшим к ней в образе скелета маленького ребёнка. По правде, на это сложно было смотреть без слёз.
Наряду с прозой звучали красивые стихи, которые придавали колорит постановке. Декорации, напоминавшие остатки испепелённого дома, передавали унылый ужас того времени.
Я люблю психоанализ, поэтому «Сариа» заставила задуматься о многом. Особый интерес у меня вызвали отрицательные персонажи. Это люди в серых формах, которые шагали по сцене. Они ведь тоже люди? Или не люди? Мне всегда хотелось проникнуть в мозг хотя бы одного такого человека и узнать, что же там происходит. Ведь, наверняка, что-то происходит.
Что же творится в голове недоумка, которого «ещё вчера не знали, куда пристроить», а теперь он вершит судьбы людей? В попытке ответить на этот вопрос я взялась за изучение биографий начальственных особ советского режима. И сейчас я выйду за рамки пьесы, как писала выше.
По данным современных историков, убийство Лакобы организовал Лаврентий Берия. Поэтому его можно назвать главным злодеем. Хотя Берия не герой постановки, я не смогла обойти вниманием анализ его личности. Его фотографии, которые я просматривала весь вечер после спектакля, магнитили мой взгляд.
Со свойственной мне природной любознательностью и глубоким философским мышлением я в очередной раз принялась за поиски смысла жизни. Сразу оговорюсь, что статья, которую я подготовила, анализирует описанные в пьесе события не с точки зрения литературной и театральной критики, а с точки зрения психоанализа и эзотерики. Я всего лишь хочу поделиться своими рассуждениями о жизни, на которые меня вдохновила «Сариа». Некоторые из этих рассуждений выходят далеко за рамки сюжета.
Начну с впечатления о самом представлении. Постановка пьесы, на мой взгляд, необычная. Это не привычный для меня спектакль, во время которого происходят логически связанные события с диалогами героев. Действие похоже на театрализованное шоу, где больше звучат монологи автора за кадром или главных персонажей.
Хронология событий поначалу кажется запутанной. Сначала мы видим картину юности молодых героев, потом нас переносят в годы репрессий, потом снова возвращают в годы юности… Напоминает некий маятник во времени, который придаёт сюжету интерес. Человек ведь тоже почти никогда не находится здесь и сейчас. Он всегда живёт либо в прошлом, либо в будущем.
Игра актёров была искренней и трогала за душу. Особенно сцена, во время которой главная героиня общается с покойным сыном, пришедшим к ней в образе скелета маленького ребёнка. По правде, на это сложно было смотреть без слёз.
Наряду с прозой звучали красивые стихи, которые придавали колорит постановке. Декорации, напоминавшие остатки испепелённого дома, передавали унылый ужас того времени.
Я люблю психоанализ, поэтому «Сариа» заставила задуматься о многом. Особый интерес у меня вызвали отрицательные персонажи. Это люди в серых формах, которые шагали по сцене. Они ведь тоже люди? Или не люди? Мне всегда хотелось проникнуть в мозг хотя бы одного такого человека и узнать, что же там происходит. Ведь, наверняка, что-то происходит.
Что же творится в голове недоумка, которого «ещё вчера не знали, куда пристроить», а теперь он вершит судьбы людей? В попытке ответить на этот вопрос я взялась за изучение биографий начальственных особ советского режима. И сейчас я выйду за рамки пьесы, как писала выше.
По данным современных историков, убийство Лакобы организовал Лаврентий Берия. Поэтому его можно назвать главным злодеем. Хотя Берия не герой постановки, я не смогла обойти вниманием анализ его личности. Его фотографии, которые я просматривала весь вечер после спектакля, магнитили мой взгляд.
Сравните два изображения. На первом мы видим красивого молодого человека, в глазах которого ещё чувствуется душа и тонкий ум, на втором – биоматериал, который безвозвратно оторвался от Бога. Инволюция души в картинках.
А может ли человек жить без души? Может. Ресурсы нашего физического тела позволяют это. А куда девается душа, если поначалу она была, а потом её не стало? Душа – это очень тонкая субстанция, состоящая из кода и имеющая свойство рассыпаться. Когда человек совершает греховный поступок (особенно убийство), он оставляет часть кода своей души в тонком энерготеле жертвы, и постепенно убийца начинает терять себя и свою связь с высшими силами. По сути, он превращается в робота, проживающего биологическую программу.
У Берии была молодая животная душа, воплотившаяся в человеческом теле и жившая инстинктами, обнажёнными ужасами революционного времени. Только переходные критические моменты открывают не истинное лицо (это не совсем правильное понятие – никто не знает и не узнает никогда нашего истинного лица), а истинный уровень развития души человека. Он у всех разный, в зависимости от кармического опыта. Молодые души более подвержены искушениям, поэтому они чаще теряют себя. В таком случае, почему Лаврентий Берия стал таким? Никто ведь не рождается злодеем или убийцей.
Он вырос в очень бедной семье из грузинской глубинки. Представьте, что такое бедная семья, в которой всё время не хватает денег. Наверняка, это вечно недовольная и усталая мать, которая орёт по поводу и без повода, всегда раздражённая, не способная излучать энергию любви, которой хватило бы для воспитания духовно развитых детей. Особенно недостаток материнской любви ощущают сыновья, потому что у мужчин сильнее развита связь с матерью. Мужчина, которому в детстве не хватило женской заботы и ласки, во взрослой жизни добирает эту энергию от других женщин, чем, собственно, Берия и занимался. В историю даже вошёл его зловещий бронированный лимузин, из которого он высматривал своих будущих жертв, многих из которых он насиловал. Сама мать тирана, видимо, не ассоциировалась у него с чем-то святым, если он использовал её в своих грязных отравлениях (Нестор Лакоба был отравлен на званом ужине, на который его пригласила мать убийцы).
Душа Берии выбрала свой путь развития в отрицательной системе. С точки зрения среднестатистического обывателя, он – подлец и подонок. С точки зрения высшего разума, он – часть великого замысла, некой вселенской химической реакции, в которой каждому атому и каждой частичке даётся свобода выбора, а высший разум всего лишь наблюдает за бурлящей реакцией (ведь не все дети из неблагополучных семей становятся убийцами или, напротив, святыми). Поэтому существование людей, вроде Берии, Сталина, Ягоды и других, это ни хорошо, и ни плохо. Это просто данность, смысл которой находится за пределами понимания мозга обычного человека.
Теперь обратимся к положительным героям.
В театральной постановке один из ключевых персонажей – Нестор Лакоба – представлен как герой абхазского народа, пострадавший от сталинской политико-бюрократической машины. Патриотический настрой режиссёра Абхазского драматического театра здесь вполне понятен.
А может ли человек жить без души? Может. Ресурсы нашего физического тела позволяют это. А куда девается душа, если поначалу она была, а потом её не стало? Душа – это очень тонкая субстанция, состоящая из кода и имеющая свойство рассыпаться. Когда человек совершает греховный поступок (особенно убийство), он оставляет часть кода своей души в тонком энерготеле жертвы, и постепенно убийца начинает терять себя и свою связь с высшими силами. По сути, он превращается в робота, проживающего биологическую программу.
У Берии была молодая животная душа, воплотившаяся в человеческом теле и жившая инстинктами, обнажёнными ужасами революционного времени. Только переходные критические моменты открывают не истинное лицо (это не совсем правильное понятие – никто не знает и не узнает никогда нашего истинного лица), а истинный уровень развития души человека. Он у всех разный, в зависимости от кармического опыта. Молодые души более подвержены искушениям, поэтому они чаще теряют себя. В таком случае, почему Лаврентий Берия стал таким? Никто ведь не рождается злодеем или убийцей.
Он вырос в очень бедной семье из грузинской глубинки. Представьте, что такое бедная семья, в которой всё время не хватает денег. Наверняка, это вечно недовольная и усталая мать, которая орёт по поводу и без повода, всегда раздражённая, не способная излучать энергию любви, которой хватило бы для воспитания духовно развитых детей. Особенно недостаток материнской любви ощущают сыновья, потому что у мужчин сильнее развита связь с матерью. Мужчина, которому в детстве не хватило женской заботы и ласки, во взрослой жизни добирает эту энергию от других женщин, чем, собственно, Берия и занимался. В историю даже вошёл его зловещий бронированный лимузин, из которого он высматривал своих будущих жертв, многих из которых он насиловал. Сама мать тирана, видимо, не ассоциировалась у него с чем-то святым, если он использовал её в своих грязных отравлениях (Нестор Лакоба был отравлен на званом ужине, на который его пригласила мать убийцы).
Душа Берии выбрала свой путь развития в отрицательной системе. С точки зрения среднестатистического обывателя, он – подлец и подонок. С точки зрения высшего разума, он – часть великого замысла, некой вселенской химической реакции, в которой каждому атому и каждой частичке даётся свобода выбора, а высший разум всего лишь наблюдает за бурлящей реакцией (ведь не все дети из неблагополучных семей становятся убийцами или, напротив, святыми). Поэтому существование людей, вроде Берии, Сталина, Ягоды и других, это ни хорошо, и ни плохо. Это просто данность, смысл которой находится за пределами понимания мозга обычного человека.
Теперь обратимся к положительным героям.
В театральной постановке один из ключевых персонажей – Нестор Лакоба – представлен как герой абхазского народа, пострадавший от сталинской политико-бюрократической машины. Патриотический настрой режиссёра Абхазского драматического театра здесь вполне понятен.
Мне сложно судить о личности Лакобы в историческом плане. Ведь он тоже с кем-то боролся во время прихода к власти, и от него кто-то страдал. В политике и властных структурах, на мой взгляд, не бывает святых людей. Когда человек совершает неверные поступки, жизнь под лупой в десятикратном увеличении показывает ему, где он был неправ. Сама обстановка того времени не склоняла к святости, поэтому даже достойные люди видели своё отражение в искривлённом зеркале, которое потом разбивалось вдребезги. Что-то пошло не так в уездном городе N…
Сомнению не подлежит лишь героизм его жены Сарии Лакобы, которая в течение двух лет стойко переносила издевательства тюремщиков, подвергавших её пыткам, чтобы выбить показания, порочащие честь и достоинство её покойного мужа и близких родственников. Сариа воплощает образ женщины, верной своим корням и предкам.
Сомнению не подлежит лишь героизм его жены Сарии Лакобы, которая в течение двух лет стойко переносила издевательства тюремщиков, подвергавших её пыткам, чтобы выбить показания, порочащие честь и достоинство её покойного мужа и близких родственников. Сариа воплощает образ женщины, верной своим корням и предкам.
Мне больше всего запомнилась сцена, когда в тюрьме главная героиня по неопытности призналась сокамернице, что больше всего боится змей. Образ змеи здесь неслучаен. Если единение человека с Богом – это СОзнание, то Змея – символ знания (без приставки), расщепляющего человеческую суть. Змее необходимо оторвать человека от его корней. Поэтому большевики во время пыток заставляли заключённых свидетельствовать против близких родственников. Во время монолога Сариа говорит, что перед ней стоят все умершие предки и, если она очернит их на допросе, они все отвернутся от неё и уйдут навсегда.
В этот момент я отвлеклась от спектакля и неожиданно вспомнила историю знакомой семьи из одного соседнего аула. В советские годы несколько поколений мужчин в их роду стали алкоголиками. Алкоголизм передавался по наследству. Потом я случайно узнала, что после революции один из их предков перешёл на сторону НКВД и стал настолько ярым служителем системы, что готов был пойти на предательство собственного отца. Видимо, этим он навлёк проклятие на род, и впоследствии все мужчины начали спиваться. Когда человек отказывается от своих корней, он теряет силу рода. Главная героиня пьесы знала об этом и стойко держалась во время допросов.
После таких пронзительных историй в голове любого человека невольно возникают вопросы. Почему Бог допускает такие бесчинства? Почему людям сжигают ноги, детей расстреливают в тюрьмах, невинных вешают на виселицах?
В попытке ответить на все эти вопросы я много лет изучала разную психоаналитическую, эзотерическую и религиозную литературу. Поэтому могу смело расстроить вас, открыв правду, о которой многие могли не знать. Если вы думаете, что Бог – это добрый дедушка, который сидит на облачке и улыбается нам, пытаясь избавить от бед и несчастий, вы глубоко заблуждаетесь. Это неверное понимание мироздания, которое навязывается нам с детства, вызывая впоследствии массу недопонимания при контакте с высшими силами.
Бог – это очень сложная субстанция, воплощающаяся в невообразимом количестве единиц невидимой энергии. Наше физическое тело – это только одна из самых примитивных форм реализации этой энергии. Нам дали органы чувств и эмоции для того, чтобы ощущать себя в пространстве и времени, лучше усваивать опыт, который мы приобретаем на земном плане. Но у высших духовных энергий нет органов чувств и эмоций, как и самого понятия времени. В вечности нет ни времени, ни пространства. Как вы думаете, высшая духовная энергия, наблюдающая за нашей земной реальностью, сильно волнуется по поводу наших страданий или эмоциональных переживаний? Когда вы следите за кипящей водой в кастрюле, вы ведь не спрашиваете у воды, хорошо ей или плохо. Вам просто надо довести её до кипения. У вас определённая жизненная задача, которую вы решаете независимо от мнения объекта, над которым вы совершаете действие.
Я привела такой упрощённый пример, чтобы хоть как-то донести суть происходящих с нами процессов, которые мы не всегда понимаем.
С точки зрения микромира, наши страдания имеют смысл только для нас и только в земной реальности. С точки зрения макромира, наши печали и слёзы никому не интересны, таких форм жизни во Вселенной достаточно. Не посчитайте это цинизмом, но такой подход к жизни значительно упрощает отношение к этой самой жизни.
Войны и революции всегда начинаются при столкновении старого и нового. Энергии закручиваются, и начинаются взрывы, казни, тюрьмы. Этот момент очень красочно показан в постановке, когда по балкону, медленно пританцовывая под музыку, идут мужчины и женщины в национальных костюмах, а внизу шагают большевики в серой военной форме. Старое медленно уходит, на его место под революционный гул яростно врывается новое.
Мирозданию необходимо столкновение энергий, чтобы избежать застоя. Это бурление наиболее ярко чувствуется на Земле, поскольку наша планета занимает особое место во Вселенной. Именно здесь находится тестовая площадка по отработке новых энергий, которые потом поднимаются на более высокие уровни в преобразованном виде. В каком-то смысле высшие миры живут за счёт нас и наших страданий, создавая буферную зону, которая амортизирует низкие вибрации. Хоть это ужасно звучит, но так и есть... Это не богоборчество и не попытка обвинить высший разум в преступлениях против человечества, а попытка понять и принять жизнь такой, какая она есть. (Если кого-то заинтересует эта тема, советую почитать книгу «Беседы о неизвестном» А.И.Стрельникова и Л.Л.Стрельниковой.)
Возможно, кому-то покажется, что моя статья слишком далеко ушла в дебри космического сознания, оставив позади театральную постановку. Но если пьеса заставила вас задуматься о чём-то большем, чем сама пьеса, то это высшая оценка работы автора. Благодарим Зарину Канукову за прекрасное и трогательное произведение, ставшее основой спектакля, и Мадину Аргун за талантливую режиссёрскую работу, не оставившую никого равнодушным.
P.S. Спектакль «Сариа» удостоился специального диплома VII межрегионального фестиваля адыго-абхазских театров «Кавказский меловой круг» «За гражданскую позицию и осмысление прошлого новыми театральными формами». Ссылка на новости о спектаклe ЗДЕСЬ.
В этот момент я отвлеклась от спектакля и неожиданно вспомнила историю знакомой семьи из одного соседнего аула. В советские годы несколько поколений мужчин в их роду стали алкоголиками. Алкоголизм передавался по наследству. Потом я случайно узнала, что после революции один из их предков перешёл на сторону НКВД и стал настолько ярым служителем системы, что готов был пойти на предательство собственного отца. Видимо, этим он навлёк проклятие на род, и впоследствии все мужчины начали спиваться. Когда человек отказывается от своих корней, он теряет силу рода. Главная героиня пьесы знала об этом и стойко держалась во время допросов.
После таких пронзительных историй в голове любого человека невольно возникают вопросы. Почему Бог допускает такие бесчинства? Почему людям сжигают ноги, детей расстреливают в тюрьмах, невинных вешают на виселицах?
В попытке ответить на все эти вопросы я много лет изучала разную психоаналитическую, эзотерическую и религиозную литературу. Поэтому могу смело расстроить вас, открыв правду, о которой многие могли не знать. Если вы думаете, что Бог – это добрый дедушка, который сидит на облачке и улыбается нам, пытаясь избавить от бед и несчастий, вы глубоко заблуждаетесь. Это неверное понимание мироздания, которое навязывается нам с детства, вызывая впоследствии массу недопонимания при контакте с высшими силами.
Бог – это очень сложная субстанция, воплощающаяся в невообразимом количестве единиц невидимой энергии. Наше физическое тело – это только одна из самых примитивных форм реализации этой энергии. Нам дали органы чувств и эмоции для того, чтобы ощущать себя в пространстве и времени, лучше усваивать опыт, который мы приобретаем на земном плане. Но у высших духовных энергий нет органов чувств и эмоций, как и самого понятия времени. В вечности нет ни времени, ни пространства. Как вы думаете, высшая духовная энергия, наблюдающая за нашей земной реальностью, сильно волнуется по поводу наших страданий или эмоциональных переживаний? Когда вы следите за кипящей водой в кастрюле, вы ведь не спрашиваете у воды, хорошо ей или плохо. Вам просто надо довести её до кипения. У вас определённая жизненная задача, которую вы решаете независимо от мнения объекта, над которым вы совершаете действие.
Я привела такой упрощённый пример, чтобы хоть как-то донести суть происходящих с нами процессов, которые мы не всегда понимаем.
С точки зрения микромира, наши страдания имеют смысл только для нас и только в земной реальности. С точки зрения макромира, наши печали и слёзы никому не интересны, таких форм жизни во Вселенной достаточно. Не посчитайте это цинизмом, но такой подход к жизни значительно упрощает отношение к этой самой жизни.
Войны и революции всегда начинаются при столкновении старого и нового. Энергии закручиваются, и начинаются взрывы, казни, тюрьмы. Этот момент очень красочно показан в постановке, когда по балкону, медленно пританцовывая под музыку, идут мужчины и женщины в национальных костюмах, а внизу шагают большевики в серой военной форме. Старое медленно уходит, на его место под революционный гул яростно врывается новое.
Мирозданию необходимо столкновение энергий, чтобы избежать застоя. Это бурление наиболее ярко чувствуется на Земле, поскольку наша планета занимает особое место во Вселенной. Именно здесь находится тестовая площадка по отработке новых энергий, которые потом поднимаются на более высокие уровни в преобразованном виде. В каком-то смысле высшие миры живут за счёт нас и наших страданий, создавая буферную зону, которая амортизирует низкие вибрации. Хоть это ужасно звучит, но так и есть... Это не богоборчество и не попытка обвинить высший разум в преступлениях против человечества, а попытка понять и принять жизнь такой, какая она есть. (Если кого-то заинтересует эта тема, советую почитать книгу «Беседы о неизвестном» А.И.Стрельникова и Л.Л.Стрельниковой.)
Возможно, кому-то покажется, что моя статья слишком далеко ушла в дебри космического сознания, оставив позади театральную постановку. Но если пьеса заставила вас задуматься о чём-то большем, чем сама пьеса, то это высшая оценка работы автора. Благодарим Зарину Канукову за прекрасное и трогательное произведение, ставшее основой спектакля, и Мадину Аргун за талантливую режиссёрскую работу, не оставившую никого равнодушным.
P.S. Спектакль «Сариа» удостоился специального диплома VII межрегионального фестиваля адыго-абхазских театров «Кавказский меловой круг» «За гражданскую позицию и осмысление прошлого новыми театральными формами». Ссылка на новости о спектаклe ЗДЕСЬ.